Историческая справка - учебно-тренировочный самолет УТ-1 (АИР-14).

Учебно-тренировочный самолет УТ-1 (АИР-14).

В 30-е годы двадцатого столетия советским летчикам, особенно истребительной авиации, потребовался новый, обладающий высокой скоростью самолет, который смог бы обеспечить, в качестве учебно-тренировочного самолета, возросшие требования по повышению качества летной подготовки и профессионального мастерства пилотов. В 1936 году, знаменитым ОКБ А.С. Яковлева, был разработан учебно-тренировочный самолет УТ-1 (АИР-14). Этот самолет полностью соответствовал конструктивным и техническим требованиям, выдвигаемым ВВС СССР, к новому учебно-тренировочному самолету – достижение максимально наибольшей скорости при минимальной массе, небольших габаритах и малой мощности двигателя. В основу конструкции самолета УТ-1 была заложена передовая аэродинамическая схема. В итоге проведенных конструкторских разработок ОКБ Яковлева выдало « на гора » одномоторный, легкий, свободнонесущий моноплан, смешанной конструкции с неубирающимися, но при этом хорошо закапотированными шасси. На моноплан был установлен двигатель М-11 (100 л.с.), который позднее заменили на М-11Е (150 л. С.).

После завершения успешных государственных испытаний НИИ ВВС в 1936 году, начиная с осени 1936 года, сразу два завода приступили к серийному выпуску нового УТ-1. Впервые на Тушинском аэродроме 6 мая 1937 года были показаны зрителям и советскому руководству первые три серийных самолета УТ-1. Летчики Малахов, Федосеев и Дымов выполнили зрелищный групповой пилотаж на самолетах, окрашенных в синий, красный и оранжевый цвета.

После начала эксплуатации в военных летных школах и истребительных авиачастях, аэроклубах ОСОАВИАХИМа в качестве учебно-тренировочного самолета, обладающий отличной маневренностью и небольшой массой, легкий в обслуживании, но довольно строгий в управлении УТ-1 получил прозвище «Аэроклубный истребитель».

При всех своих достоинствах у самолета наблюдался один существенный недостаток - УТ-1 был крайне неустойчив на некоторых режимах полета. В 1939 г. была проведена модернизация УТ-1. На 260мм удлинили мотораму, что позволило выровнять центровку самолета, центр тяжести сдвинулся вперед. Благодаря смещению центра тяжести у УТ-1 заметно улучшилась продольная устойчивость, что положительно сказалось на технике пилотирования. Также была выполнена доработка винтомоторной группы, после чего самолет смог выполнять перевернутый полет. После проведенной модернизации необычайно высокие пилотажно-акробатические качества УТ-1 позволили ему оставаться непревзойденными спортивным самолетом вплоть до 50-х годов XX века.

В довоенные годы самолеты УТ-1 пилотируемые опытными летчиками принимали самое активное участие во всевозможных воздушных парадах и соревнованиях по высшему пилотажу. УТ-1 принадлежит восемь мировых рекордов по скорости, дальности и высоте полетов. Кроме выполнения роли учебного и спортивного самолета УТ-1 использовался в качестве самолета связи на Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией и в ВОВ.

Во время ВОВ в феврале 1942г. в мастерских Ейского училища было модифицировано более 50-ти самолетов УТ-1. Модифицированный самолет УТ-1б (б-боевой) имел на вооружении 2х7,62+2хНУРС (позже 4хНУРС) и использовался как легкий штурмовик. Известны случаи, когда в полевых условиях на УТ-1 устанавливалось 2 пулемета ШКАС а также попарно 4 снаряда РС. За период, начиная с 1937г. по 1940г. было изготовлено 1256 самолетов УТ-1.