Сборка модели планера

Сборку вышеописанной модели планера Рис.8 следует начинать с фюзеляжа. Фюзеляж планера представляет собой рейку поз.3 длинной 850 мм и сечением 8х8 мм. Сечение рейки необходимо плавно уменьшить в зонах крепления хвостовой части и груза поз.2. Рейка для фюзеляжа должна быть прямой, без заусениц и сучков. Груз поз.2 изготавливается из доски толщиной 8 мм. Для крепления груза к переднему концу рейки в его верхней части вырезается уступ. Соединяемые поверхности рейки и груза смазываются клеем, затем накладываются друг на друга и зажимаются на время необходимое для высыхания клея.

Каркас крыла поз.1 собирается в следующей последовательности:

1. Из реек длинной 800 мм и сечением 6х4 мм изготавливаются кромки крыла. Сечение реек на концах уменьшается до сечения 4х3 мм. Кромкам крыла придается необходимый угол V путем их изгиба над горящей спиртовкой или свечкой. Зона изгиба предварительно должна быть смочена водой. Нагреваемая часть кромок крыла должна постоянно перемещаться над пламенем. Угол изгиба кромки V проверяется путем ее наложения на чертеж каркаса крыла.

2. Из бамбуковых реек сечением 3х3 мм и длиной 300 мм изготавливаются концевые закругления каркаса крыла. Рейкам придают необходимую форму, используя метод, как и в случае с кромкой крыла. Форма концевых закруглений должна соответствовать чертежу.

3. Концы закруглений и кромок крыла соединяются на «ус» как показано на рис.9 – а. На соединяемые поверхности наносится клей, затем они накладываются друг на друга и туго обматываются ниткой.

4. Для производства нервюр выбираются рейки из сосны или липы. Рейки укладываются в шаблон для изготовления нервюр и проходят сушку на батарее отопления или под лампой накаливания.

5. Устанавливаются нервюры в местах, обозначенных на чертеже. Перед установкой концы нервюр заостряются. На внутренних поверхностях кромок крыла при помощи ножа делаются небольшие щели. В эти щели и вставляются смазанные клеем концы нервюр.

6. Проверяется правильность сборки каркаса крыла. Обнаруженные дефекты устраняются.

Кабанчик поз.4 выполняется из бруса сосны шириной 8 мм. Высота переднего выступа кабанчика для крепления кромки крыла – 15 мм, заднего – 8 мм. Высота средней части кабанчика – 5 мм. Для удобного крепления кромок крыла под передним и задним выступами кабанчика вырезаются небольшие углубления. Крепление каркаса крыла к кабанчику осуществляется путем обвязывания их ниткой. После обвязки проверяется условие равновесия половинок каркаса крыла.

Изготовление стабилизатора поз.5 аналогично изготовлению каркаса крыла с той лишь разницей, что не требуется изгибать кромки стабилизатора под углом V. Устанавливается стабилизатор в хвостовой части фюзеляжа, где предварительно выполнены углубления для его кромок.

Из бамбуковой рейки сечением 4х4 мм изготавливается киль поз.6. Придание формы килю аналогично процессу изготовления концевых закруглений крыла: смачивание и гиб рейки над пламенем. На одном конце рейки делается прорезь, а другой конец заостряют. При сборке заостренный конец рейки вставляется в прорезь и закрепляется.

Следующий этап сборки обтяжка каркаса крыла и хвостового оперения. Для обтяжки потребуется клей и полоски папиросной бумаги на 40 – 50 мм шире крыла. Крыло и стабилизатор обтягиваются только сверху. При помощи кисточки наносится слой клея на кромки и нервюры. Один конец полоски бумаги укладывают на одну сторону крыла и, удерживая его на месте, натягивают и плотно обжимают по кромкам и нервюрам каркаса крыла. После высыхания клея наждачной бумагой счищают остатки папиросной бумаги выступающей за кромки крыла.

Производиться полная сборка модели планера, при которой проверяется прочность крепления крыла к фюзеляжу. Перекосы должны быть устранены. Производится центровка модели путем передвижения крыла вдоль фюзеляжа. Есть и другой способ центровки заключается он в добавлении груза в носовую или хвостовую часть фюзеляжа.