Регулировка схематической модели планера

Прежде чем запускать схематическую модель планера, найдем подходящую для этого площадку. Невысокие склоны с небольшим открытым полем — вот наилучшее место для испытания всех типов летающих схематических моделей, а особенно планеров.

Погода для первых запусков должна быть тихая и сухая. Лучшее время для запуска схематической модели планера — летние утренние часы, когда роса просохла, а ветер еще не поднялся, и вечерние часы — перед заходом солнца. Дневные часы для регулировочных полетов летающих моделей не годятся.

Первые запуски сделаем строго против ветра. Станем на колено, поднимем летающую модель планера на уровень глаз, держа ее правой рукой за фюзеляж в месте центра тяжести и слегка опустив нос (рис. 111). Пустим ее вперед легким толчком. От такого толчка выполненная точно по чертежу и правильно собранная схематическая модель планера должна пролететь по прямой 10 — 12 м.

запуск модели планера

Рис. 111. Первый запуск схематической модели планера

Если летающая модель планера после запуска резко взмывает кверху или делает горки, значит, неправильно уравновешена: в первом случае ее центр тяжести находится слишком близко к носу, во втором — слишком далеко. Поэтому в первом случае передвинем крыло назад, а во втором — вперед или загрузим дополнительно нос схематической модели свинцом. Если летающая модель планера делает горки от сильного толчка, уменьшим силу толчка. Если при запуске схематическая модель планера круто летит вниз или приземляется поблизости, значит, ее центр тяжести нужно передвинуть назад.

Причиной крутого спуска схематической модели планера может быть также малый угол атаки крыла или большой угол атаки стабилизатора. Такое явление возможно и при искривлении рейки (например, от натяжения резиномотора). Этот дефект устраним установкой в центре рейки вертикальной стойки из бамбука и натяжением через нее нитки от носа фюзеляжа к хвостовому оперению.

Отклоняться в ту или иную сторону модель планера может, если отогнулся киль или изменились углы атаки концов крыла. В первом случае киль отогнем в обратную сторону, а если это не удастся, снимем обтяжку и поправим перекос, подогрев киль, и снова его обтянем.

Одной из причин разворотов летающей модели планера в горизонтальной плоскости может быть отсутствие симметрии по массе. Чтобы проверить такую симметричность и выполнить регулировку схематической модели планера, перевернем их на спину, привяжем нитку к фюзеляжу в месте расположения центра тяжести и подвесим. Если нет весовой симметрии, на легкий конец крыла наклеим пластиночку свинца.

Второй причиной полета кругами с глубоким креном часто оказывается отсутствие аэродинамической симметрии, т. е. профиль одной половины крыла больше, чем другой, или площадь одной половины крыла больше другой. Крен модели бывает в сторону крыла с меньшей подъемной силой. Снова выполним регулировку схематической модели планера.

После поправления ошибок схематическая модель планера должна совершать плавный планирующий полет.

После того как будут выработаны навыки в запуске модели планера с колена, начнем запускать ее стоя, приподняв над головой. Правильно отрегулированные схематические модели при запуске из рук с полного роста пролетает 20—25 м.

Окончательно отрегулированную и загруженную свинцом летающую модель планера взвесим и отрегулируем нагрузку на несущую площадь по формуле где G — масса (г); Sст — площадь крыла модели планера (дм2); sст — площадь стабилизатора (дм2).

нагрузка на несущую площадь модели планера

Если нагрузка на несущую площадь модели планера получится меньше 5 г/дм2 и она предназначена для участия в соревнованиях, ее необходимо загрузить еще. Для этого возьмем кусочек свинца нужной массы и привяжем его к рейке в месте расположения центра тяжести схематической модели планера.

Обсуждение статьи Регулировка схематической модели планера

Ваш вопрос может быть первым

Задайте свой вопрос по статье Регулировка схематической модели планера