Соревнования по авиамоделизму на лучший фигурный полет
Высший пилотаж соревнований по авиамоделизму включает множество фигур. Пилоты должны уметь выполнять крутые повороты, петля Нестерова, штопор, так называемые бочки, полубочки и др. Военному летчику искусство высшего пилотажа необходимо для лучшей борьбы в воздухе с противником, кроме того, и военным и гражданским летчикам оно может понадобиться для выравнивания самолета в воздухе в случае чрезвычайного происшествия.
Первым в мире летчиком, выполнившим на самолете полный переворот в воздухе, был Петр Николаевич Нестеров. В 1913 году он поднял самолет на высоту 1000 м, направил его круто вниз и, набрав скорость, привел в действие рули высоты. Самолет взмыл кверху, перевернулся и описал в воздухе фигуру — петлю ("мертвую петлю"). В честь летчикагероя эту фигуру высшего пилотажа назвали петлей Нестерова.
В настоящее время петлю Нестерова выполняют на различных самолетах. Доступна она и радиоуправляемым моделям.
Соревнования по авиамоделизму на лучший фигурный полет
Маленькую бумажную модель также можно заставить выполнить фигурный полет и петлю Нестерова. Для этого у хорошо отрегулированной на прямой полет модели слегка приподнимают руль высоты. Модель направляют круто вверх сильным толчком. В полете она плавно перевертывается и выравнивается в красивом планирующем спуске. Но научиться запускать модель в фигурный полет не так легко. Нужно терпение, чтобы найти правильный наклон руля высоты и подобрать правильную силу запуска для фигурного полет.
Возможность фигурного полета зависит и от конструкции модели. Например, планеры с узкими и Длинными крыльями могут не выдержать встречного сопротивления воздуха при сильном запуске и сложить крылья. Зато для фигурного полета очень хорошо подойдет учебная модель планера (с. 14— 21). Его конструкция выдержит любые запуски.
Cоревнования моделей на лучшее выполнение петли Нестерова
Cоревнования моделей на лучшее выполнение петли Нестерова проводятся так же, как и соревнования по авиамоделизму на дальность полета на ровном месте. Участники соревнования моделей стоят в строю. Их модели на земле. На старт выходит каждое звено поочередно, и каждый соревнующийся делает по три запуска (рис. 29). Четко и ровно выполненная петля Нестерова оценивается в 5 баллов.
Если модель свернула в сторону или зависла, т. е. сделала неровную петлю, то получает 4 балла, если взлетела вверх, но не опрокинулась — 3 балла, не пошла вверх, а полетела горизонтально — 1 балл. Победителем соревнования является тот авиамоделист, который за три запуска получил наибольшую сумму баллов.
При ветре можно выполнять еще один сложный фигурный полет. Модель запускают круто вверх не точно против ветра, а под некоторым углом к его направлению. Взлетев в высоту и уже опрокинувшись на спину, модель на высоте переворачивается и делает фигуру, которая в авиации называется полупетлей с переворотом (рис. 30).
Полезное значение этой фигуры в том, что модель после крутого взлета переходит на планирующий полет без потери высоты.
Соревнования по авиамоделизму Круговой перелет
Для проведения соревнования по авиамоделизму Круговой перелет чертят на земле три-четыре круга (1,5 м в диаметре) на расстоянии пятишести шагов один от другого. Это — аэродромы. Если игра проводится в комнате или коридоре, аэродромы изображают с помощью разложенных на полу полосок бумаги.
Для этой игры лучше всего годится модель учебного планера.
Модели запускают толчком с земли (пола) (рис. 31). Для запуска пальцем прижимают хвост модели (между килями) к полу и сильно толкают вперед. Все играющие в Круговой перелет по очереди стартуют с первого аэродрома. Тот, у кого модель опустилась в пределах границ второго аэродрома, запускает свою модель на третий аэродром, не прерывая рейса, и т. д. Если модель учебного планера не попала на аэродром, не долетела или перелетела, она остается там, где совершила посадку, и ждет своей очереди на запуск. Ее запуск производят с того места, где она опустилась.
В этой игре выигрывает тот, чья модель учебного планера первой вернулась на место старта.
Можно усложнить Круговой перелет, поместив между любыми двумя аэродромами положенную боком скамейку или стопку книг. Это препятствие будет изображать горы, через которые надо перелететь.