Обтяжка и отделка схематических моделей
Подготовка сборной модели планера к обтяжке на первый взгляд кажется ненужной и никчемной работой. Cборная модель планера готова, все как будто на своих местах. Но необходимо еще раз выверить сборную модель планера: нет ли где перекосов, неровностей. Если неровности есть, удалим их ножом или напильником, а потом тщательно зачистим мелкой наждачной бумагой, Уберем пыль. Только после этого можно приступать к обтяжке.
Крыло сборной модели планера, имеющее один изгиб, обтягивают в два приема, т. е. сначала одну половину крыла, а затем вторую. Крыло с тремя изгибами — в четыре приема. Крылья сборной модели планера с односторонней обтяжкой обтягиваются только с одной стороны, с двойной обтяжкой — сначала с нижней, а затем — с верхней.
Первый способ обтяжки летающей модели планера
Способов обтяжки летающей модели планера довольно много. Познакомимся с двумя из них.
Первый способ. Заготовив бумагу необходимых размеров с припуском 3—5 см вокруг, смазывают клеем всю обтягиваемую поверхность летающей модели планера. Клей должен быть жидким, по не стекать и не нависать каплями. После этого осторожно накладывают бумагу, избегая морщин. Начинают обтяжку летающей модели планера с одного какого-нибудь конца детали. При этом используется помощь другого авиамоделиста (рис. 107). Положив бумагу на деталь, ее осторожно натягивают от середины к краям. После просушки летающей модели планера припуски удаляют мелкой наждачной бумагой. Шкуркой водят все время лишь в одну сторону — от обтянутой поверхности вниз. Ножницами припуски обрезать нельзя — по краям детали останутся заусенцы.
Обклеивать таким способом можно лишь детали схематических моделей, имеющих ровную поверхность и нежный каркас.
Второй способ обтяжки летающей модели планера
Второй способ отличается от первого лишь тем, что после высыхания клея бумагу слегка и равномерно сбрызгивают из пульверизатора. После этого деталь летающей модели планера кладут на стол, прижимают ее заднюю кромку, а на лонжерон летающей модели планера кладут брусок из тяжелой породы дерева или напильник. Обтяжка летающей модели планера при этом способе получается ровная и с хорошим натяжением, однако боится перемены температуры и влажности воздуха. И жаркую погоду натяжение будет слишком увеличиваться, в сырую — ослабевать. Деталь будет терять свою прочность, при запуске летающей модели планера может дрожать и сломаться.
Применять такую обтяжку можно только летом, в сухую погоду и на тяжелых летающей модели планера.
Наиболее распространенные дефекты готовых простейших моделей планера
Построив простейшую модель планера, хочется поскорее испытать ее в полете. Но проявим терпение. Проверим сначала крепления, посмотрим, нет ли перекосов крыла, фюзеляжа, других дефектов (рис. 110).
Если перекошено крыло простейшей модели планера, обдерем с него бумагу, перевяжем его крепления, сделаем обтяжку заново. Так же поступим при необходимости и с хвостовым оперением. Небольшие перекосы у крыла и хвостового оперения попробуем поправить, не снимая обтяжки. Выгнем их для этого в сторону, противоположную перекосу, и подержим так, пока простейшая модель планера не станет ровной.
Проверим также установочные углы стабилизатора и крыла, а затем центровку простейшей модели планера. Для простейших моделей планера с несущим стабилизатором (нервюры изогнуты, как у крыла) центр тяжести должен находиться на второй трети ширины крыла, а с ненесущим (плоским) стабилизатором — на передней трети.