Сборочные чертежи моделей самолетов класса К2. Первая схематическая комнатная модель
Первая схематическая комнатная модель самолета класса К2 (рис. 86), изготовление которой мы сейчас рассмотрим, имеет следующие основные размеры и характеристики: размах крыла комнатной модели самолета — 570 мм; средняя хорда — 108 мм; площадь крыла комнатной модели самолета — 6,1 дм2; длина комнатной модели самолета — 480 мм; площадь стабилизатора — 2,1 дм2; площадь киля — 0,42 дм2; диаметр воздушного винта — 310 мм; резиномотор — 3 нити 1X1X330 мм; масса комнатной модели самолета — 2,9 г; нагрузка на несущую поверхность — 0,354 г/дм2.
Чертежи моделей самолетов. На рис. 87 модель дана в трех проекциях. По размерам, указанным на чертежах моделей самолетов, сделаем в натуральную величину чертежи крыла, стабилизатора, киля и лопасти воздушного винта. Постройку модели начнем с крыла по чертежам моделей самолетов. Крыло имеет три перегиба и состоит из передней и задней кромок, девяти нервюр, двух концевых закруглений и четырех подкосов. Собирается крыло на трех отдельно заготовленных частей (рис. 88).
Материалы для первой схематической комнатной модели самолета класса К2
Для передней и задней кромок возьмем соломинки диаметром 1 мм н длиной 350 мм, для пяти нервюр центральной части крыла — диаметром 0,4 мм и длиной 115 мм. Кромки пропаяем, подогревая соломинки над электрическим паяльником или лампой. Нервюры изогнем, как показано на рисунке.
Как соединять нервюры с кромками, мы уже знаем из описания постройки предыдущей модели.
Готовую центральную часть крыла изогнем, как показано на рис. 87. Этот угол необходим для поперечной устойчивости модели в полете.
Концевые закругления крыла соберем вместе с подкосами. Для кромок, переходящих в подкосы, нужны соломинки диаметром 1 мм и длиной 270 мм, для концевых закруглений — диаметром 0,6 мм.
Положим эти кромки на чертеж так, чтобы для подкосов остались концы длиной по 195 мм. Сделав по две нервюры длиной 115 и 100мм (см. рис. 88), соединим концевые закругления с подкосами и нервюрами. При сборке крыла кромки его центральной части срежем с внутренней стороны. В подкосах шилом в местах соединения со второй нервюрой сделаем отверстия и вклеим в них концы кромок так, чтобы получился изгиб, как на чертеже (рис. 89).
Для стоек крыла подберем две соломинки диаметром 1,2 мм и длиной 60 мм. Вклеим их в погиб передней и задней кромок.
Кромки стабилизатора сделаем диаметром 0,6 мм и длиной 250 мм, пять его средних нервюр — диаметром 0,4 мм, а концевые нервюры н концевые закругления — диаметром 0,3 мм.
Киль изготовим диаметром 0,5 мм, а его нервюру — диаметром 0,4 мм.
Для силовой рейки подберем очень крепкую соломинку диаметром 2,5 мм и длиной 320 мм. В более тонкий ее конец плотно вставим другую такой длины, чтобы она выходила из силовой рейки на 25 мм. Эта соломинка будет служить переходной втулкой для закрепления и передвижения хвостовой балки. Хвостовая балка должна иметь диаметр 1,5 мм и длину 200 мм.
Сборка первой схематической комнатной модели самолета класса К2
Балка должна двигаться в переходной втулке с некоторым трением. Из проволоки диаметром 0,5 мм согнем крючок для резиномотора и примотаем его тонкими шелковыми нитками к силовой рейке, как показано на рис. 87.
Ступицу воздушного винта сделаем диаметром 2 мм и длиной 40 мм. Для лонжеронов лопастей нужны соломинки диаметром 1,2 мм и длиной по 200 мм. Ось воздушного винта изготовим из стальной проволоки диаметром 0,5 мм и длиной 23 мм. Отогнем под прямым углом один конец проволоки длиной 7— 8 мм, получив таким образом на оси крючок для резиномотора. Проколов по центру ступицу, привяжем к ней крючок резиномотора оси шелковыми нитками на клею. С другой стороны ступицы закрепим ось воздушного винта целлулоидной шайбой диаметром 3 мм и толщиной 0,3 мм.
Лопасти винта комнатной модели самолета класса К2
Лопасти винта (рис. 90) состоят из передней и задней кромок, пяти нервюр и концевых закруглений. Для передней и задней кромок лопасти винта нужны соломинки диаметром 0,7 мм, для нервюр и концевых закруглений — диаметром 0,3 мм. Сборка лопастей винта такая же, как и у предыдущей комнатной модели самолета.
У готового винта модели лопасти винта должны быть равны между собой по площади, форме и массе, иметь одинаковую закрутку.
Крепление винта и его установка на фюзеляже осуществляется при помощи подшипника (см. рис. 83).
После соединения фюзеляжа с воздушным винтом и стабилизатором определим центр тяжести. Передняя кромка крыла должна находиться от него впереди на расстоянии, равном трети ширины крыла.
Для стоек фюзеляжа этой комнатной модели самолета нужны соломинки длиной 35 мм и с таким внутренним диаметром, чтобы в них плотно входили стойки крыла. Для крепления подкосов на рейке подберем четыре соломинки с внутренним диаметром 1 мм и длиной 40 мм. В них должны плотно входить нижние толстые концы подкосов.